Современный мир – это мир чисел, которые окружают нас абсолютно везде. Без знания числительных сложно обойтись в любой стране, куда бы вы не поехали, в том числе и в Польше. Поэтому в нашей статье мы подробно рассмотрим и изучим тему, посвященную числительным. А с этим мы справимся быстро и без проблем, ведь числительные в польском языке близки по звучанию с числительными русского языка. И само слово «числительные» будет звучать на польском языке как liczebniki.
В польском языке, как и в русско, выделяют следующие числительные: количественные (główne), порядковые (porządkowe), собирательные (zbiorowe), дробные (ułamkowe), неопределенные (nieokreślone).
Количественные числительные в польском языке, как и в русском, отвечают на вопрос «сколько?» – «ile?». Ниже мы рассмотрим, как будут выглядеть количественные числительные на польском:
0 – zero | 13 – trzynaście | 80 – osiemdziesiąt |
1 – jeden / jedna / jedno | 14 – czternaście | 90 – dziewięćdziesiąt |
2 – dwa | 15 – piętnaście | 100 – sto |
3 – trzy | 16 – szesnaście | 200 – dwieście |
4 – cztery | 17 – siedemnaście | 300 – trzysta |
5 – pięć | 18 – osiemnaście | 400 – czterysta |
6 – sześć | 19 – dziewiętnaście | 500 – pięćset |
7 – siedem | 20 – dwadzieścia | 600 – sześćset |
8 – osiem | 30 – trzydzieści | 700 – siedemset |
9 – dziewięć | 40 – czterdzieści | 800 – osiemset |
10 – dziesięć | 50 – pięćdziesiąt | 900 – dziewięćset |
11 – jedenaście | 60 – sześćdziesiąt | 1000 – tysiąc |
12 – dwanaście | 70 – siedemdziesiąt | 1000000 – milion |
С тысячами и миллионами нужно обращаться очень осторожно, ведь в зависимости от основного числительного будет немного меняться форма слова tysiąc и milion:
2000 – dwa tysiące 3000 – trzy tysiące 4000 – cztery tysiące 5000 – pięc tysięcy 6000 – sześć tysięcy 7000 – siedem tysięcy 8000 – osiem tysięcy 9000 – dziewięć tysięcy 10000 – dziesięć tysięcy | 2000000 – dwa miliony 3000000 – trzy miliony 4000000 – cztery miliony 5000000 – pięc milionów 6000000– sześć milionów 7000000 – siedem milionów 8000000 – osiem milionów 9000000 – dziewięć milionów 10000000 – dziesięć milionów |
Если перед вами двузначное число, то сначала мы называем десятки, а потом – единицы:
В трехзначных числительных в первую очередь мы будем называть сотни, затем десятки и в последнюю очередь единицы:
В четырехзначных числительных мы будем в первую очередь называть числительные, обозначающие тысячи, затем – сотни, десятки и единицы:
Мне 25 лет. – Mam 25 (dwadzieścia pięć) lat.
15 дней назад она вернулась домой. – 15 (piętnaście) dni temu ona wróciła do domu.
В Польше проживает 38 миллионов человек. – W Polsce mieszka 38 (trzydzieści osiem) milionów osób.
Порядковые числительные в польском языке отвечают на вопросы który? (какой/который), która (какая/которая)? które (какое/которое)? Порядковые числительные нам необходимы для обозначения поочередности как людей, так и вещей при счете.
0 – zerowy, zerowa, zerowe | 13 – trzynasty, trzynasta, trzynaste | 80 – osiemdziesiąty, osiemdziesiąta, osiemdziesiąte |
1 – pierwszy, pierwsza, pierwsze | 14 – czternasty, czternasta, czternaste | 90 – dziewięćdziesiąty, dziewięćdziesiąta, dziewięćdziesiąte |
2 – drugi, druga, drugie | 15 – piętnasty, piętnasta, piętnaste | 100 – setny, setna, setne |
3 – trzeci, trzecia, trzeciе | 16 – szesnasty, szesnasta, szesnaste | 200 – dwusetny, dwusetnа, dwusetnе |
4 – czwarty, czwarta, czwarte | 17 – siedemnasty, siedemnasta, siedemnaste | 300 – trzechsetny, trzechsetnа, trzechsetnе |
5 – piąty, piąta, piąte | 18 – osiemnasty, osiemnasta, osiemnaste | 400 – czterechsetny, czterechsetnа, czterechsetnе |
6 – szósty, szósta, szóste | 19 – dziewiętnasty, dziewiętnasta, dziewiętnaste | 500 – pięćsetny, pięćsetnа, pięćsetnе |
7 – siódmy, siódma, siódme | 20 – dwudziesty, dwudziesta, dwudzieste | 600 – sześćsetny, sześćsetnа, sześćsetnе |
8 – ósmy, ósma, ósme | 30 – trzydziesty, trzydziesta, trzydzieste | 700 – siedemsetny, siedemsetnа, siedemsetnе |
9 – dziewiąty, dziewiąta, dziewiąte | 40 – czterdziesty, czterdziesta, czterdzieste | 800 – osiemsetny, osiemsetnа, osiemsetnе |
10 – dziesiąty, dziesiąta dziesiąte | 50 – pięćdziesiąty, pięćdziesiąta, pięćdziesiąte | 900 – dziewięćsetny, dziewięćsetnа, dziewięćsetnе |
11– jedenasty, jedenasta, jedenaste | 60 – sześćdziesiąty, sześćdziesiąta, sześćdziesiąte | 1000 – tysięczny, tysięcznа, tysięcznе |
12 – dwunasty, dwunasta, dwunaste | 70 – siedemdziesiąty, siedemdziesiąta, siedemdziesiąte | 1000000 – milionowy, milionowа, milionowе |
При образовании составных порядковых числительный, в форме порядковых числительных будут употребляться только две последние цифры, а все стоящие перед ними числа будут употребляться в форме количественных числительных:
Порядковые числительные могут нам пригодиться, когда у нас спросят о времени и тогда мы должны будет ответить следующим образом:
Сколько сейчас времени? – Która jest godzina?
Сейчас 15:00. – Teraz jest 15:20 (piętnasta dwadzieścia).
При нашем ответе для обозначения часов мы будет использовать порядковые числительные, а для обозначения минут – количественные числительные.
Также порядковое числительное нам понадобится при упоминании сегодняшней даты:
Какое сегодня число? – Który dzisiaj jest?
Сегодня 20-е июня. – Dzisiaj jest 20 (dwudziesty) czerwcа.
И порядковые числительные могут просто использоваться в быту и при общении с нашими знакомыми и близкими:
Декабрь это 12 месяц в году. – Grudzień to 12 (dwunasty) miesiąc w roku.
Когда я пришла в аптеку, было очень много людей. Я была девятая в очереди. – Kiedy przyszłam do apteki, było bardzo dużo ludzi. Byłаm dziewiątа w kolejce.
Собирательные числительные помогают нам представить предметы, живых существ как одно целое. Данные числительные мы будет использовать только, если:
Формы собирательных числительных dwoje «двое», troje «трое», oboje «оба» следует запомнить, так как они образуются с помощью суффикса -j-, остальные числительные, начиная от 4, будут образовываться с помощью суффиксов —or- и -о- и выглядеть следующим образом: czworo «четверо», pięcioro «пятеро», sześcioro «шестеро», siedmioro «семеро» и т.д.
У неё уже есть четверо внуков. – Ona ma już czworo wnuków.
Два ребенка в группе сегодня плохо себя ведут. – Dwoje dzieci w grupie dzisiaj źle się zachowuje.
Особенность дробных числительных в том, что они называют не целые числа, а только лишь определенное количество от целого предмета. Эти числительные в основном используются в математике. Но также дробные числительные могут повстречаться нам и в магазине во время покупок каких-либо развесных товаров. Для обозначения четверти в польском языке есть слово ćwierć, одна вторая – jedna druga, две трети – dwie trzecie, три четвертых – trzy czwarte, одна пятая – jedna piąta, шесть десятый – sześć dziesiątych, пол (половина) – pół, полтора – półtora и др.
Пирог весил полтора килограмма. – Ciasto ważyło półtora kilograma.
Она съела четверть пиццы. – Ona zjadła ćwierć pizzy.
К неопределенным числительным относятся те числительные, которые не дают точного количества при подсчете, а только приблизительное. Например, если количество присутствующих не играет большой роли либо, когда нам нужно дать просто приблизительную информацию. В таком случае нам помогают незаменимые неопределенные числительные. К основным неопределенным числительным относятся следующие: пара – parę, несколько – kilka (kilku), много – wiele (wielu), много – sporo/dużo, несколько сотен – kilkaset, несколько (для обозначения приблизительного количества от 11 до 19) – kilkanaście, несколько десятков – kilkadziesiąt, столько – tyle (tylu), сколько – ile (ilu).
На встрече было много человек. – Na spotkaniu było wiele osób.
Столько человек в одном месте я никогда не видела. – Tyle osób w jednym miejscu nigdy nie widziałam.
В статье мы рассмотрели все категории числительных, которые могут пригодиться нам абсолютно во всех сферах нашей жизнедеятельности. Следует внимательно прочитать все вышеуказанное. Хоть на первый взгляд объем информации кажется внушающим, но он достаточно простой. После внимательного изучения нашей у вас должны исчезнуть проблемы, связанные с числительными и их правильным употребление в речи. С более глубоким изучением данной темы вам помогут в нашей школе.